РОО "Георгиевское землячество"

г. Москва

Год основания: 2015

НАСТАЛИ святки. То-то РАДОСТЬ!

НАСТАЛИ святки. То-то РАДОСТЬ!



Этой цитатой из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина мы отмечаем канун Рождества)

Святки – это две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (06.01) и заканчивающихся Крещением (19.01). По церковному календарю это даты памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, или Васильева дня, дата которого приходится на середину святочного периода (31.12). В Святки действует запрет на работу (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера». Восточные славяне придумали и другое название для всего святочного периода – «коляда» («коляды»). Рождественский сочельник – это «Первая коляда», а Крещенский — «Другая (т.е. вторая) коляда». 

Коляда, по русским поверьям, персонаж, который должен защитить народ от навиев, обитателей иного мира, выходящих на свет в день зимнего солнцеворота, 22 декабря, и безобразничающих до Водокреста, 19 января (кстати, последняя неделя до Водокреста называется потому «страшными вечерами»). На самом деле Коляда и одноименный популярный обряд колядования называется так потому, что открывает календарный год (от лат. calendae ‘ первый день месяца’). Одна из поговорок из собрания Даля повествует, что уродилась Коляда накануне Рождества, а другая – что на Коляду дня прибило на куриную ступню. Ряженые, которые с удовольствием навещали друзей, пели песни и танцевали, выпрашивали и подарки. Поэтому в русском языке закрепилось за глаголом колядовать и переносное значение ‘побираться, просить милостыню’. Поминали и усопших предков. О них тоже напоминали «страшные наряжонки», среди которых популярными были фигуры страшилищ, оборотней, «буки», «кикиморы», «кудесники», «старики», «дед и баба», «покойники». 

И все святочное время хозяйничал на земле Дед Мороз. Есть версия, что это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Именно он «виноват» был в том, что морочил голову честным людям, а те падали в обморок. Недобрый был дедушка: ходил-бродил по лесам седой старик, покрывая инеем деревья, а реки сковывал льдом, и встреча с ним сулила беду – заморозить мог до смерти. Вот и задабривали его, как могли: угощали блинами, киселем, приглашали отведать кутью, печенье, умоляли не губить посевы… Злой Морок со временем стал добрее. Но не сразу. Помните сказку Одоевского «Мороз Иванович»? Добрую, покладистую, трудолюбивую героиню Морозко поморозил немного, а потом одарил сокровищами. А сестру ее сводную, злую да ленивую, заморозил насмерть… Но вы ведь хорошо себя вели весь предыдущий год? Правда? 

А каким будет год наступающий, скажут святочные гадания. а мы закончим, как и начали, цитатой из А. С. Пушкина: «Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима…».

Нет комментариев Добавить комментарий